Работу Владимиро-Суздальского музея-заповедника высоко оценили на международном уровне

22.03.2016

В соавторстве с научно-реставрационном центром имени Грабаря музей во второй раз завоевал статуэтку в престижном конкурсе издания "Художественная газета России". Объект реставрации - домонгольская икона «Богоматерь Боголюбская», попавшая в фонд музея в 1946-ом году.
Попытку отреставрировать икону в течение полувека предпринимали несколько реставраторов. И в каждое время использовался свой метод, чаще - воск и парафин, которыми пытались запаять отделившиеся друг от друга слои. В руки сотрудников реставрационного центра икона попала в плачевном состоянии: из-за неправильного хранения в Княгинином монастыре она покрылась плесенью. Два года ушло на стабилизацию иконы, поиск для неё оптимальных параметров влажности и температуры воздуха, и четыре с половиной года шла сама реставрация. В ходе неё реставратор высшей категории Александр Горматюк выявил самые первые слои иконы, которые до этого раскрыты не были - лик, поворот шеи Богоматери, цвет одежды и красная туфелька. Для музейщиков это открытие - сенсация, ведь икона несколько лет была вообще исключена из искусствоведческого оборота.
Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника
"Она была памятником истории, но она не была памятником древнерусской живописи. А сейчас, когда это сделано, она возвращается в эту среду уникальных памятников. Таких памятников десяток на Руси. Она просто бесценна."
Процесс реставрации - целая музейная экспозиция, как говорит Светлана Мельникова. Такую выставку совместно с реставрационным центром они провели в Москве. Экспонаты - ранние фото иконы, оборудование реставратора. Когда такая выставка появится у нас, пока сказать нельзя - музейщики ищут подходящую площадку. Увидеть и саму икону мы сможем не скоро.
Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника
"Минимум два года икона должна находиться в том самом помещении специализированном, том самом режиме, который мы для неё создали. Надо посмотреть, как она будет себя вести, что с ней будет происходить. Это живое! Икона живая!"
Решается вопрос о том, где будет выставлена икона - в футляре или отдельном специальном зале, где постоянно будут поддерживаться необходимые температура и влажность. Пока икона - в реставрационной комнате Палат. Вторая по счёту награда от издания "Art Newspaper Russia" останется в реставрационном центре имени Грабаря. А вот икона "Богоматерь Боголюбская" даже после окончания всего периода реставрации никогда не покинет пределов Владимира. 
Светлана Барашкова, Дмитрий Анатольев, телеканал "Вариант".