60 лет на службе исправления и воспитания

17.06.2016

Колония строгого режима номер 3 отметила свой шестидесятилетний юбилей. Здесь содержатся заключённые, получившие не первый в своей жизни срок. На сегодняшний день наказание отбывают более тысячи жителей нашего региона и соседних областей. Чем живёт колония сегодня и как проходят будние дни заключённых, узнала Светлана Барашкова.
В день своего шестидесятилетия третья колония открывает двери для гостей - ветеранов исправительного учреждения и начальство УФСИН по Владимирской области. Старше этой колонии - только головинская, которая в следующем году отметит 80 лет с момента основания. По факту в колонии строго режима существует ещё несколько подрежимов - облегчённый, обычный и строгий. Различаются условиями содержания, разрешением на дополнительные часы свиданий. 
Сергей Гатаулин, осуждённый
"Здесь вот облегчённые условия содержания, находятся осуждённые, которые стремятся пораньше идти домой по УДО, у них режим маленечко другой. Ну  у них тут ремонт, телевизор, все дела. Ребята работают на промзоне, трудятся, добиваются, хотят вернуться к близким, семьям."
Сергею до встречи с семьёй осталось полгода - у мужчины это уже пятый срок. В третью колонию вернулся во второй раз, сам из Гусь-Хрустального. А вот в других комнатах уже двухъярусные кровати, а двери запираются на замок. Сегодня колония расчитана на 1211 мест, на данный момент отбывают срок на сотню меньше. Руководство вспоминает - в девяностые годы лимит был в пределах полуторы тысячи мест, а сидели тогда аж две тысячи человек. Приходилось тесниться. Несмотря на то, что учреждение на гособеспечении, колония обеспечивает себя сама - все шестьдесят лет здесь функционируют производственные участки и ПТУ. Металлобработка, деревообработка, швейка и мукомол - на производстве заняты половина всех осуждённых.
Светлана Барашкова, корреспондент телеканала "Вариант"
"Мукомольное производство на базе исправительной колонии №3 - единственное во Владимирском регионе. Эти машины за час производят до 700 кг муки, которую потом отправляют во все исправительные учреждения нашей области. А работают здесь четыре человека."
Кроме того, мука поставляются и в десять соседних областей. Там из неё готовят хлеб, который в первую очередь поступает в другие исправительные учреждения. У заключённых есть план выработки, которому они подчиняются. Существует и годовой финансовый план - производственные площадки должны заработать шестьдесят восемь миллионов рублей. Из этих средств выплачивают и зарплаты - каждый осуждённый трудяга может рассчитывать на пятнадцать тысяч рублей в месяц.
Степан Жданов, зам. начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, начальник Центра трудовой адаптации
"Перед трудоустройством осуждённые обязательно по заявлению проходят ряд специалистов, которые решают, может ли он работать. То есть не имеет ли он противопоказаний по медицинскому направлению, линии безопасности, оперативных служб."
И у каждого есть выбор и возможность обучиться. Валерий Лушкин выбрал швейное производство. Говорит, за швейной машинкой срок летит незаметно. Более сотни рабочих здесь выпускают фирменную одежду для предприятий. 
Валерий Лушкин, осуждённый
"Текучесть кадров большая, работать приходят через ПТУ, начинают работать, получают и профессиональное обучение, и практика. И выходят уже со специальностью."
Говорят, именно благодаря труду удаётся направить осуждённых на путь исправления. Конечно, не всех и не всегда удаётся сразу. Но руководство старается. Помимо трудовых забот у заключённых - все возможности для творчества. Концерты, КВНы - веселиться никто не запрещает.
Ветераны службы от экскурсии в восторге - говорят, такая атмосфера воцарилась здесь лишь в последние шесть-семь лет. Борис Николаевич службе в отрядах отдал двадцать пять лет жизни, а двадцать два года назад ушёл на пенсию.
Борис Платов, ветеран ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области
Вы посмотрите, даже в любой санаторий приедешь, и то нет таких изменений, как здесь. Какие помещения хорошие, какие, посмотрите, локальные зоны. В общем, душа радуется. // Сейчас поумнее немножко стал контингент. Почему, потому что если раньше были и воры в законе, как говорят, то теперь таких нет.
Роман Платов зам. начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Владимирской области
"Человек, если находится в хороших условиях, он начинает думать не о том, как выжить и устроиться, а именно направляет все свои движения душевные, физические именно на творческие процессы."
Платовы - это уже целая династия, которая служит на благо исправления осуждённых. За шестьдесят лет жизни колонии здесь был построен православный храм, открыта молельная комната для мусульман, недавно обновили столовую. Есть и свой магазин. А ещё - это единственная в регионе колония, где функционирует тубдиспансер для осуждённых - лечиться сюда приезжают даже из соседних областей. Для удобства заключённых - телефон автомат и телефон доверия, который не прослушивается. Но несмотря на то, что создаются лучшие условия содержания, руководство колонии стремится к одному - чтобы сюда никто не возвращался. 
Светлана Барашкова, Алексей Кандалов, телеканал "Вариант".